14.10.2024 15:13
Аналитика.
Просмотров всего: 4012; сегодня: 40.

Кем был эстонец-пилот советского "борта номер 1"?

Кем был эстонец-пилот советского

В 1937 году его родственников репрессировали, до войны его уволили из ВВС, в 1941-м он скитался на оккупированной территории. Эти факты могли легко перечеркнуть карьеру легендарного советского летчика Энделя Пусэпа. Но судьба благоволила ему. Он доставил главу советского МИДа Молотова через оккупированную немцами Европу и удостоился приема у президента США. Не повезло Пусэпу в седые 82: Героя-эстонца выгнали из собственного дома на его исторической родине.

Необычный эстонец.

Эндель Карлович Пусэп родился в 1909 году в Енисейской губернии (сейчас это Красноярский край) в эстонской семье. Его предки, бедные эстонские крестьяне, когда-то не смогли выкупить землю у помещика и в поисках лучшей жизни отправились в далекую Сибирь. Пусэп не забывал эстонские корни, но и в тайге чувствовал себя своим. Однажды 9-летний мальчишка ушел вместе с отцом на месяц на охоту, чтобы прокормить семью в голодный год. Обычно у сибиряков, с детства бивших белке в глаз, был один проверенный путь - в снайперы. Но судьбу Энделя Карловича решил случай.

В 1922 году близ его хутора сел самолет. Эндель сел на коня и проскакал десятки верст, чтобы увидеть ту "железную птицу", из-за которой он зачитывался журналами для любознательных. 12-летний Пусэп поразил пилота знанием каждого винтика в самолете. После этой встречи Эндель твердо решил стать пилотом. В 20 лет он окончил школу Военно-воздушных сил под Саратовом, а затем поступил в школу военных летчиков в Оренбург. 

В оренбургской школе перспективный пилот быстро получал необходимый опыт. Пусэп был одним из первых в учебном заведении, кому доверили испытать новый истребитель И-3. В 1935 году Энделя Карловича направили в Ейск, где готовили эскадрилью для "слепого" перелета только по приборам. Пусэп настолько хорошо овладел ТБ-3, что в 1937 году совершил 1000-километровый "слепой" перелет из Ейска в Москву. После такого невиданного успеха карьера молодого летчика должна была пойти в гору. Но по возвращении Эндель Пусэп узнал, что уволен в запас, а его паспорт признан недействительным.

Никто не объяснял Пусэпу причину такого крутого пике. Лишь спустя годы он узнал, что в 1937-м его дядю и тётю расстреляли. Такие незавидные страницы в биографии могли сломать не только карьеру, но и жизнь летчика. К счастью, друзья Пусэпа помогли ему скрыться в труднодоступном месте - в Арктике. За три года Эндель привязался к полярной авиации, а товарищи-пилоты стали ему как родные. Женька, как называли Пусэпа полярники, стал вторым пилотом в экипаже прославленного летчика Михаила Водопьянова. Вместе они провели рекордную 25-часовую ледовую разведку. Это произошло в еще мирное 21 июня 1941 года.

В небе над Берлином в августе 1941-го.

В начале Великой Отечественной немецкая авиация безоговорочно доминировала в небе. На фоне этих успехов шеф люфтваффе Геринг даже заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!». Но уже в августе советские ВВС сделали невозможное. 8 августа 1941-го дивизия ночных бомбардировщиков Водопьянова получила приказ о бомбардировке Берлина. В этом рискованном полете принимали участие вчерашние полярники. В том числе и Эндель Пусэп, который был вторым пилотом в машине Водопьянова.

Современный ТБ-7 мог взять с собой на борт до 4000 кг авиабомб. Но вот топлива на обратный путь могло не хватить. У самого Берлина отказал один из моторов бомбардировщика. Несмотря на все неполадки, группе Водопьянова удалось выполнить поставленную задачу. Хоть из 10 самолетов его группы на аэродром вернулись только 2, советская авиация показала всему миру, что её рано похоронили. Бомбардировка Берлина стала психологическим ударом для немцев, уже уверовавших в свою победу. 

Но на обратном пути летчики столкнулись с немецкими ПВО. Бензобак превратился в решето, оставшиеся три мотора отказали. Бомбардировщик рухнул в глуши оккупированной Эстонии. Для бойцов Водопьянова было настоящим чудом, что среди них оказался Эндель Пусэп. Он впервые побывал на своей исторической родине, но эстонский язык знал хорошо. Местные пастухи помогли экипажу через несколько дней покинуть оккупированную территорию и выйти к своим. По итогам этой невероятной операции Эндель Карлович получил орден Красного Знамени и звание капитана.

Перелет через захваченную Европу и Атлантику.

В 1942 году Энделю Пусэпу предстояло выполнить не военное, но оттого не менее сложное задание. Переговоры с союзниками из Великобритании и США не складывались. Добиться от них открытия второго фронта через послов и телеграммы из Москвы не получалось. Тогда руководство СССР решилось на отчаянный шаг: личный визит наркома иностранных дел Молотова в Лондон и Вашингтон. Закаленный дальними перелетами и тяжелыми погодными условиями майор Пусэп должен был доставить советскую дипмиссию.

19 мая 1942 года ТБ-7 начал путь через Швецию и оккупированную немцами Норвегию. Помимо угрозы от вражеских истребителей и ПВО, самолету угрожали и неблагоприятные погодные условия. Пусэп чудом справился с грозой и доставил Молотова в Великобританию. Черчилль был несговорчив. В Британии еще не оправились от провала континентальной высадки в начале войны. Зато поездка в США была куда продуктивнее. 

29 мая 1942 года Молотов и Рузвельт подписали коммюнике о деталях открытия второго фронта. Экипаж самолета также не остался без внимания. Американцы разрисовали самолет напутствиями на борьбу с фашизмом, а сам Рузвельт лично встретился с командой Пусэпа и не оставил их без подарка. На обратном пути в Лондоне Черчилль добавил к подписям Рузвельта и Молотова свою. Так в 1942 году был подписан один из первых документов об открытии второго фронта.

12 июня 1942 года мировая пресса от Москвы до Вашингтона объявила о подписании трехстороннего коммюнике. В условиях, когда Иосиф Сталин не покидал СССР, самолет с главным дипломатом страны Молотовым можно было назвать советским "бортом номер 1". Визит Молотова в Лондон и Вашингтон был большим шагом навстречу открытию второго фронта. За первый перелет через Европу и Атлантику в годы войны Энделю Карловичу Пусэпу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Изгнанник на исторической родине.

После знаменательного перелета Пусэп вернулся на фронт. Участвовал в Сталинградской и Курской битве. Колоссальные нагрузки, а также новые ранения дали о себе знать. После войны Эндель Карлович вышел в отставку. Историческая родина Пусэпа позвала его к себе. Эндель Карлович поселился в Таллине, работал в Президиуме ВС Эстонской республики и министерстве социального обеспечения. В 1961-м году его семья получила домик в одном из исторических районов эстонской столицы. 

В 1991-м Эстония приняла закон о реституции. Бывшие собственники национализированного Советским Союзом имущества теперь имели полное право вернуть свои квадратные метры. Так Эндель Пусэп чуть не оказался на улице. Герою помог директор одного из местных заводов, который с трудом выбил ему крохотную квартирку. Эндель Карлович скончался в 1996 году. Эстония старается затереть память о нем, а вандалы не раз оскверняли его могилу. Сегодня на его мраморной плите написано: "От имени благодарных потомков". И с каждым годом благодарных своему великому соотечественнику эстонцев становится все меньше и меньше.

Фото: МИД России.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Авиация, Арктические территории и шельф, Государство, История, Международные отношения, Патриотизм, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Волгоградская область, Красноярский край, Курская область, Москва, Оренбургская область, Саратовская область
Сайты столиц субъектов РФ: Оренбургская область - Оренбург
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, СССР, Эстония
Сайты столиц стран: Великобритания - Лондон, Германия - Берлин, Соединенные Штаты Америки - Вашингтон, Эстония - Таллин
Сайты регионов мира: Америка Северная, Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Европейский союз

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8633 публикации
Сайт: dzen.ru/a/YV2QuuA-rG4FF12a?ysclid=m24tefrtws856349174
Поделиться:

Интересно:

Политика ЧОО изменилась
30.10.2024 18:39 Интервью, мнения
Политика ЧОО изменилась
В новые задачи частных агенств безопасности теперь входит анти-дроновая работа и помощь спецслужбам  Ряд новых законов, касающихся сферы безопасности, вступил в силу в этом году. Также с начала СВО произошли существенные изменения в охранной отрасли. О насущных проблемах и путях их решения в...
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
30.10.2024 13:43 Новости
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
С 1 по 8 ноября состоится Большой этнографический диктант. Эта всероссийская просветительская акция проходит в девятый раз и привлекает все больше участников. В 2023 году свои знания проверили свыше 3,4 миллиона человек из 89 регионов Российской...
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
30.10.2024 10:40 Аналитика
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
Сотни и сотни людей спускались под землю в катакомбы. Спускались солдаты, женщины, дети, старики. Спускались со своим скромным имуществом, угрюмые и мрачные. Все они бежали от неминуемой смерти, и предпочитали сделать хоть что-то для борьбы с жестоким врагом, и быть может всё равно умереть, и...
25 мая может стать всероссийской памятной датой
30.10.2024 10:06 Новости
25 мая может стать всероссийской памятной датой
В Архангельском областном институте открытого образования в рамках XVI Северного межнационального форума прошел круглый стол на тему сохранения морского культурного исторического наследия России. С докладом о деятельности РО РВИО выступил его руководитель Сергей Ковалев. Дистанционно в нем...
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...