9 июля на платформе Zoom состоялось мероприятие «Ликвидация экологического вреда от разливов нефти и нефтепродуктов: законодательные барьеры и практические решения», посвященное обсуждению причин нефтеразливов и способов минимизации вреда окружающей среде. Поводом для проведения конференции послужила катастрофа на ТЭЦ-3 в Норильске, а также авария на Химкинском водохранилище в Московской области. В конференции приняли участие 24 эксперта, трансляцию мероприятия в режиме реального времени посмотрело более 80 человек.
Недавняя утечка дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, в результате которой произошло масштабное загрязнение рек Далдыкан и Амбарная, показала, что «дальнейшее откладывание поисков решения этой проблемы недопустимо». С этой фразы началось обсуждение текущей ситуации с нефтеразливами в России.
Онлайн-конференция состояла из двух блоков: дискуссионная сессия, в рамках которой были рассмотрены экономические, политические, правовые аспекты предотвращения и ликвидации вреда экологии, и круглый стол, где обсуждались экологические проблемы и технологические решения при ликвидации вреда, причиненного нефтеразливами.
В ходе дискуссионной сессии спикерами были затронуты следующие темы: проблемы разлива нефти и нефтепродуктов в Арктической зоне РФ, экологические риски при ликвидации нефтеразливов, финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации нефтеразливов, обсуждение зарубежного опыта и рисков здоровью населения, правовые аспекты ликвидации и возмещения вреда окружающей среде.
Участниками дискуссионной сессии выступили: Кирилл Черкасов, заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Владимир Пушкарев, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока; Вахтанг Астахов, руководитель Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов; Ольга Фильченкова, начальник отдела Департамента финансово-экономического обеспечения Министерства природных ресурсов и экологии РФ; Ричард Симс, руководитель группы по предупреждению ЧС в Ambipar Response, An Incident and Crisis Management Company (Великобритания); Гульнара Рахматулина, заместитель Министра природных ресурсов и цикличной экономики Ульяновской области; Борис Ревич, заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения, главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; Иван Блоков, директор Департамента по программам, исследованиям и экспертизе Greenpeace России; Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы Всемирного фонда природы (WWF России); Виталий Мельгунов, заведующий кафедрой горного, земельного и экологического права Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, старший партнер «Ноланд Консалтинг»; Олеся Суханос, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Профессиональная экологическая организация «5 июня»; Михаил Пономарев, эксперт Российского экологического общества, кандидат юридических наук; Георгий Каваносян, профессиональный гидрогеоэколог, блогер, автор проекта «Экологика».
Модератором первого блока выступила Юлия Филаткина, исполнительный директор Российского экологического общества.
Круглый стол конференции был посвящен обсуждению информационных подходов при аварийных разливах нефти, инновационных методов обнаружения содержания углеводородов в воде, независимого анализа катастрофы в Норильске, проектов и технологий восстановления зараженных вод и территорий.
Спикеры второго блока: Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда природы (WWF России); Олег Ломаков, генеральный директор Некоммерческого фонда общественного экологического развития «Без рек как без рук»; Елена Мазлова, профессор кафедры промышленной экологии Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина; Александр Соловьянов, председатель Научно-технического совета Российского экологического общества; Павел Гудовский, председатель правления регионального отделения Российского экологического общества по Красноярскому краю; Екатерина Евсеева, председатель правления регионального отделения Российского экологического общества по Приморскому краю, исполнительный директор ООО Приморский ЭМ-Центр, руководитель Комитета по поддержке предпринимателей в сфере природопользования и экологии Приморского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»; Аминат Умарова, заведующий кафедрой физики и мелиорации почв факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Захар Ежелев, научный сотрудник факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Сергей Литвиненко, директор утилизирующей компании Этиламин-Ек, советник Председателя Российского экологического общества; Давид Есаян, президент Ассоциации рециклинга отходов; Илья Прохоров, главный редактор журнала «Агрохимический вестник», доцент кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» Московского авиационного института, доцент кафедры географии почв факультета почвоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, директор по контролю качества ООО «Зеленая миля».
Модератором второго блока выступил Евгений Гашо, член Совета Российского экологического общества, заведующий научно-исследовательской лабораторией методологических проблем энергосбережения, профессор ФГБОУВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», член Общественной палаты г. Москвы.
Участники конференции получили прекрасную возможность для обмена мнениями и опытом, а также ответили на вопросы аудитории о том, принимаются ли меры по проверке всех очистных сооружений на водных объектах, какие существуют основания для отказа включения ОНВОС в реестр накопленного вреда, как быть в ситуации с возмещением вреда, когда рекультивация требуется незамедлительно, а время уходит на судебные разбирательства, и многое другое.
Онлайн-конференция продемонстрировала возрастающую с каждым днем актуальность проблемы нефтеразливов и необходимости совершенствования мер не только по их ликвидации, но и, в первую очередь, по их предупреждению. Особое внимание было уделено правовым аспектам. Говоря о сложившейся ситуации в Норильске, Кирилл Черкасов, депутат Государственной Думы, отметил: «Система работает неэффективно. Надо заниматься не только тем, чтобы чиновники по команде принимали какие-то поправки или показывали, что и как надо сделать в законодательстве. Мы должны услышать голос экспертов, экологов с тем, чтобы они свой опыт, свои знания, наработки могли интегрировать в наше законодательство».
Схожую позицию выразил другой приглашенный спикер от Государственной Думы, Владимир Пушкарев: «К экологии на территории Арктики нужно относиться на особом уровне. Каких-либо отдельных регламентов или законов, которые регламентируют хозяйственную деятельность на этой территории, нет».
Эксперт Российского экологического общества Михаил Пономарев обратил внимание слушателей на сложность правового регулирования данной области: «Все нефтеразливы требуют своих правовых подходов, потому что правовому регулированию подлежит тот или иной вид деятельности. <…> Чтобы урегулировать вопросы комплексно, необходима дифференциация системы требований, которая определяется различными видами деятельности. Вот это, к сожалению, у нас в законодательстве не учитывается».
Слушателей интересовал вопрос существования эффективных мер и рекомендаций по предотвращению дальнейшей деградации природных объектов после нефтеразливов. Вахтанг Астахов, руководитель Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, прокомментировал это следующим образом: «Если мы говорим о городской черте, то необходимо провести комплексный анализ всех коммунальных сетей на предмет наличия несанкционированных сбросов, что мы, собственно, и делали на территории городского округа Химки. <…> Ситуация осложняется тем, что некоторые сети устарели или не соответствуют строительной политике – нужно полностью перестраивать систему коммуникаций».
Обсуждались также вопросы финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Эксперт в этой области, Ольга Фильченкова, подчеркнула: «Финансовое обеспечение зависит от максимального расчетного уровня объема разлитой нефти и нефтепродуктов».
Был рассмотрен и региональный опыт работы с последствиями нефтеразливов. Замминистра природных ресурсов и цикличной экономики Ульяновской области Гульнара Рахматулина отметила: «Применяемые физико-химические методы восстановления почв и вод нередко сами по себе наносят больший экологический ущерб, чем нефтяное загрязнение».
Не остались незамеченными вопросы, касающиеся ситуации с нефтеразливами в России в целом. Эксперт Greenpeace Иван Блоков отметил следующее: «Если бы нефтяные компании инвестировали в замену трубопроводов всю прибыль, которую они делят между акционерами, то за 2-3 года все нефтепроводы были бы приведены в порядок». По его словам, 97% разливов происходят ввиду коррозии старых труб.
По итогам конференции можно резюмировать, что проблема нефтеразливов в России требует комплексного и согласованного подхода как на региональном, так и на федеральном уровне. Приглашенные участники дискуссионной сессии и круглого стола отметили необходимость отстаивать целостность и защиту природных территорий и намерены вернуться к обсуждению решений этой проблемы в будущем.
Запись мероприятия можно посмотреть на нашем YouTube канале по ссылке: https://www.youtube.com/channel/UCHC-6pTzpDkKd5POMigg8Uw (https://www.youtube.com/channel/UCHC-6pTzpDkKd5POMigg8Uw)
Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.