Развитие новых технологий в области энергоснабжения, не связанных с сжиганием ископаемого топлива, - одна из актуальных задач, которая должна быть решена в ближайшие десятилетия.
В связи с глобальными изменениями климата в последние десятилетия, обусловленных в том числе безответственным и недальновидным образом жизнедеятельности человека, остро встает вопрос о разработке новых технологий и создания новых материалов, обеспечивающих не только комфортную жизнь человека, но и способных кардинально уменьшить негативное воздействие жизнедеятельности человека на собственную среду обитания.
Что должно произойти еще на нашей планете, чтобы человек задумался о последствиях своего варварского и разрушительного отношения к природе?
Если продолжать равнодушно игнорировать сигналы, которые нам посылает природа, человечество столкнётся с непреодолимыми трудностями выживания на Планете, обусловленными как глобальным потеплением климата и аномальными природными явлениями, так и, как следствие, с невозможностью проживания на огромных территориях.
Экологические катастрофы последних десятилетий заставляют задуматься, насколько промышленность, обеспечивающая потребности жизнедеятельности человека, может негативно повлиять на экологическую ситуацию. Например, аварии, связанные с прорывами нефтяных трубопроводов? Все мы помним, какой колоссальный ущерб был нанесен водным биоресурсам при взрыве нефтяной платформы Deepwater Horizon на месторождении Макондо, произошедшей 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. Из актуальных событий - экологическая катастрофа в Норильске, где из-за инцидента на ТЭЦ в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн разлившегося топлива, хотя эта катастрофа не сравнима, конечно, с катастрофой с Мексиканском заливе. Нефтяные и газовые компании уходят всё дальше и дальше в море для добычи ископаемого топлива, подвергая колоссальной опасности экологию, и утверждают в качестве оправдания, что ущерб их деятельность экологии не наносит.
Чем ближе к полюсу, тем выше скорость потепления. Известно, что в Арктике оно происходит вчетверо быстрее, чем во всём остальном мире. Вечная мерзлота за миллионы лет накопила полтора триллиона тонн углерода, и это вдвое больше, чем присутствует сейчас в атмосфере. Пока почву сковывает мороз, это гигантское количество углерода лежит безмятежно и не наносит экологии вреда. Последствия выброса такого количества углерода в атмосферу в следствии глобального потепления можно представить себе легко, даже не будучи ученым…
А на другом континенте, в Бразилии, массовая варварская вырубка лесов, которая во время распространения эпидемии коронавируса, в сотни раз превысила показатели предыдущих лет при полном равнодушном попустительстве правительства Бразилии, нарушает экологический баланс на планете, уничтожая её «зеленые легкие».
Многие учёные пытаются аргументировать, что причиной глобального потепления является не столько жизнедеятельность человека, а естественные причины, как, например, активность солнца. Однако мало кто может оспаривать тот факт, что само население планеты также вносит свой немаловажный вклад в повышении среднегодовой температуры.
Воздействие жизнедеятельности человека на климат – это многокомпонентная и очень комплексная тематика, включающая в себя, как проблематику утилизации отходов жизнедеятельности человека, так и отказ от сжигания ископаемого топлива для генерации электроэнергии и от использования его для двигателей внутреннего сгорания.
Сама идея отказа от ископаемого топлива является возможно очень амбициозной, но не такой уж и не разрешимой.
«Многие говорят мне, Вы разрушите мировую экономику, вся мировая экономика базируется на нефти, и она работает, - говорит Holger Schubart, CEO Neutrino Energy Group (https://neutrino-energy.com/), компании, создавшей новую технологию преобразования различных видов невидимых электромагнитных излучений, в том числе и космических частиц нейтрино, в постоянный ток. – Но на кого такая экономика работает? Я утверждаю, что экономика не рухнет, нас ожидает долгая смена парадигмы».
Электромобили: решение всех экологических проблем?
Электромобили воспринимаются многими людьми как новаторская технология, при помощи которой можно решить сразу все экологические проблемы. К сожалению, это заблуждение. Если нет выхлопной трубы, то у электромобилей нет возможности выделять загрязнения, верно ли это?
Нет. Несмотря на то, что электромобили не производят выбросов в процессе их использования, их батареи по-прежнему потребляют энергию от электросети. Решающий фактор экологичности электромобилей – это выбросы парниковых газов при производстве требуемой для них электроэнергии. Если она производится путем сжигания дополнительного объема ископаемого топлива, электромобили не более безопасны для окружающей среды, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Тем не менее, даже если бы электрические автомобили работали исключительно на возобновляемых источниках энергии, они все равно могли бы вызвать загрязнение. Хотя литий-ионные аккумуляторы намного лучше для окружающей среды, чем их предшественники, все же необходимо правильно утилизировать эти аккумуляторы, чтобы снизить экологические риски.
Именно поэтому перед наукой и промышленностью стоит задача не просто отказаться от двигателей внутреннего сгорания и перейти на электромобили, но разработать технологию, которая бы позволила перейти в производстве электромобилей на новый экологически безопасный уровень.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам – Гамлет, Шекспир.
Электромобиль, которому не нужна зарядка от внешнего источника. Фантазия или реальность ближайших лет? Лучшие ученые умы ищут решение рационального и конкурентного перевода автотранспорта на электротягу без подключения к централизованному электроснабжению. Мировые лидеры автомобильной промышленности, производящие электромобили, делают ставку на создание надёжных аккумуляторов большой ёмкости. Производитель Contemporary Amperex Technology готов к выпуску аккумулятора для электромобилей с гарантийным сроком в 16 лет и пробегом в 2 млн км, заявил глава компании Цзэн Юйцюнь, сообщает (https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-06-07/a-million-mile-battery-from-china-could-power-your-electric-car) Bloomberg, тогда как по данным BloombergNEF, современные аккумуляторы выдерживают около 150 тыс. миль и имеют гарантию в 8 лет.
«Создание надёжного и долговечного аккумулятора для электромобиля – очень важно, т.к. это не потребует замены его на период службы электромобиля, а также существенно сократит потребность в дорогих и токсичных материалах, как литий», - констатирует Holger Schubart, - «однако данный вектор развития электромобильности не решает основной вопрос, откуда будет браться электроэнергия для зарядки десятков, а может быть, и сотен миллионов электромобилей при запрете производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания? Придётся строить атомные электростанции вокруг мегаполисов или ещё с большей интенсивностью сжигать ископаемое топливо для выработки электроэнергии, выбросы от сжигания которого больше, чем объем выхлопных газов от современных двигателей внутреннего сгорания?»
Настоящая экологическая электромобильность наступит только тогда, когда учёные разработают технологии самозарядки электромобилей
И такие технологии разрабатываются и близки к внедрению, и это не фантастика, а работа физических законов, применение которых становится возможным с созданием и изучением свойств современных материалов, таких как графен. Именно на основе свойств графеновых волн, чутко реагирующих на все природные и искусственные электромагнитные излучения, присутствующие на Земле, а также на излучение из космоса, немецко-американская научно-технологическая компания Neutrino Energy Group создала Neutrinovoltaic технологию (https://neutrino-energy.com/) – новый способ получения постоянного электрического тока. Причём технология полностью доведена до промышленного внедрения, и готовые образцы электрогенерирующих устройств (микро - и мини электростанций) поступят на рынок в ближайшие 2-3 года.
«Наша технология применима не только при использовании нейтринных энергетических ячеек, которые могут заряжаться от преобразования частиц невидимого спектра космического излучения, а также других электромагнитных излучения, но и задействует конструкцию корпуса автомобиля: весь кузов автомобилей будет построен в будущем из нашего специального метаматериала. В этом случае корпус транспортного средства на полную его глубину становится преобразователем энергии, и автомобиль собирает энергию из окружающей среды, когда он движется или просто стоит на парковке даже в полной темноте. Наш проект электромобиля, получившего название Pi-Car, будет небольшим легким транспортным средством с узкими шинами, с кузовом, изготовленным не из металла, а из карбона. С целью практической реализации этого проекта мы ведем переговоры о сотрудничестве с крупным международным производителем автомобилей», - заявило руководство Neutrino Energy Group.
Электромобиль, которому не нужна зарядка от внешних источников электричества, - это уже не фантастика, а реальность ближайшего будущего. Возможно, это станет весомым вкладом научно-инженерной мысли в решении актуальных экологических проблем на планете и важным шагом к снижению выбросов СО2 в атмосферу.
Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.